Экскурсионная поездка из Геленджика на Таманский п-ов.
Страусиная ферма, степи, Казачий ерик, долина лотосов, Азовское море.
     
Идея съездить на Таманский полуостров витала в воздухе. Однако оказалось, что экскурсионные поездки из Геленджика довольно ограничены. Съездить на официальной экскурсии по Лермонтовским местам из Геленджика невозможно. Музей М.Ю.Лермонтова находится в станице Тамань, которая стоит на крайней западной точке Таманского полуострова. Естественно турфирмам везти туда туристов далеко, да и любителей литературного наследия в среде отдыхающих немного. На Таманский полуостров туристические фирмы возят отдыхающих на Ахтанизовский лиман и берег Азовского моря купаться в местных грязях.
     
На Ахтанизовском лимане находится знаменитая долина лотосов, а степи Таманского полуострова и берега Азовского моря пестрят грязевыми вулканами. Долина лотосов - это наследие исследований 80-х годов, когда индийские лотосы пытались расселить в южных районах СССР. Грязевые вулканы являются вулканами только по названию. Зафиксированы выбросы грязи из этих вулканов на высоту до десятка метров. Объясняются эти выбросы тектоническими процессами. Пласты в недрах земли изгибаются и сдавливают воздушно-водную смесь, которая, в итоге, под давлением выходит на поверхность. Так образуются грязевые вулканы. Грязь эта считается целебной и множество народа плескается в этих вулканах. Иногда грязь с вулканов перевозят в специальные емкости приспособленные для принятия ванн. Конечно, вулканы выбрасывают грязь не постоянно и поэтому непонятно, как контролируется качество грязи. Но, это уже другая история.
     
Но, а на этот раз поездку в станицу Тамань решили отложить до лучших времён, а съездить и посмотреть индийские лотосы и поплескаться в водах Азовского моря.
В назначенный утренний час автобус стоял в оговорёном месте на ул.Островского в Геленджике. После того, как собрали всех экскурсантов поехали в сторону Новороссийска. Под рассказы экскурсовода проехали мемориалы Новороссийска, где проходила линия обороны в годы войны. Скоро показались новостройки Анапы, но в Анапу заезжать не стали. Первая остановка была на страусиной ферме. Как обычно, туристам стали предлогать продукцию из страусов - бифштексы, яйца, кожу. Ещё одним способом отъёма денег была кормёжка страусов. За деньги желающии могли набрать травы ( скорее всего это была люцерна ) и кормить страусов. После того, как все желающии оставили деньги прозвучала команда и все расселись в автобус.
      После Новороссийска дорога идёт через перевал, но к Анапе горы уже заканчиваются. Начинаются кубанские степи. Меняется растительность ипоявляются поля. После страусиной фермы следующая остановка в посёлке Стрелка. Тут происходит дегустация продукции местных виноделов. Тут же можно закусить вино хорошей порцией шашлыка. Лично мне подобные вина не нравятся, но для ощущения можно попробовать. Предлогают для дегустации и на продажу, в основном, сладкие, десертные вина в полиэтиленовых бутылках. Для меня предпочтительнее сухие вина в закупоренной стеклянной таре, но о вкусах не спорят. После дегустации нас ждал небольшой рыночек с ягодами и фруктами. Цены тут были уже намного ниже цен в Геленджике, а среди продукции не было засилья плодов турецкой земли. Помидоры с этого рынка пахли помидорами, что ныне просто экзотика. Дальше переехали "древнею" железную дорогу, которая ведёт на Порт-Кавказ. Дорога не электрофицирована и работает на тепловозной тяге. Заметить движения по этой дороге не удалось. Все переезды не регулируемые. А во времена СССР только пассажирских поездов, в сутки проходило, не менее нескольких десятков. Дорога на юг из Москвы короче через Крым.
     
Но, а теперь автобус высадил отдыхающих на пристани у берегов Казачьего ерика. Казачий ерик - это один из рукавов дельты реки Кубань, но не природного происхождения. Сооружён был ерик для опреснения солёного Ахтанизовского лимана в далёкие времена.
Посадили нас в один из катеров и отправились мы по ерику в Ахтанизовский лиман смотреть на индийские лотосы. Живописный пейзаж узкого Казачьего ерика закончился простором лимана. В зарослях встречались различные водоплавающии и земноводные. Встречались черепахи, которые нежились по берегу. На видеокадрах можно посмотреть некоторые картинки.
     
После прибытия на катере к автобусу около причала можно было полакомиться жаренными карасями. Надо отметить, что караси в этом месте удивительных размеров. После этого маршрут следования автобуса продолжился в сторону Азовского моря и станицы Голубицкой.
     
Поездка на Таманский полуостров не из дешёвых. Только за катера, на которых отвозят к индийским лотосам, берут около 500 рублей с человека. Рублей 200 надо заплатить за купание в грязи на берегу Азовского моря. Это не считая нескольких сотен рублей, которые надо отдать при покупке у распространителя. Питание всё за своё счёт. Хорошо ещё, что цены не зашкаливают и покушать можно нормально. Так на берегу Азовского моря нас встретил приятный пляж с новым обширным зданием кафе, где работали кондиционеры. Вход на пляж бесплатный, но въезд на транспорте уже по тарифу. Тарифы можно увидеть на фотографии. Стоянка рядом с пляжем обширная и многие прямо там ставят палатки. Вход в воду в этом месте Азовского моря очень пологий и напомнило мне это Финский залив с стометровыми отмелями. Вода, конечно, в Азовском море почище, чем в Финском заливе, но мелководность очень способствует мутности воды. В Чёрном море везде вода прозрачнее. Кроме того, солёности в Азовском море не чувствуется совсем.
     
На посещение грязевых ванн экскурсовод выдала талончики. Порекомендовали в грязи не находиться больше 20 минут. В этом месте грязевые ванны представляют из себя три бетонные ёмкости различной глубины. В этих ёмкостях с грязью и барахтаются желающии. После принятия ванн народ идёт споласкиваться в Азовское море. Надо отметить, что порадовало некоторое приведение в порядок побережья. Появились некие признаки цивилизации.
     
Отведённое на Азовское море время вышло и нужно было возвращаться в Геленджик. Ещё остановка на торговой точке, где прямо с поля продавали арбузы, дыни, помидоры и ещё какие-то ягоды. Вообще, все эти остановки на рынках и рыночках постоянное явление в подобных поездках. Кому-то всё равно, кто-то возмущается, а кто-то закупает невероятные количества поддавшись на дешевизну. Дело, как говорится, добровольное.