Адыги.

Население. Традиции и быт народов юго-западной части Северного Кавказа.

      Адыги - коренное население юго-западной части Северного Кавказа и Черноморского побережья. В античное время предки адыгов - меоты и зихи - поддерживали активные отношения с греками Боспорского царства, древними римлянами, а также с миром степных кочевников. С XIII века их называли черкесами ( после татаро-монгольского нашествия возник термин "серкес"). Численность адыгов в начале XIX века составляла от 700 тысяч до одного миллиона человек. В результате переселения адыгов в Турцию (махаджирство) после поражения в Кавказской войне, Кавказ покинуло около полумиллиона человек. На территории современного Сочи в XIX веке проживали племена шапсугов и убыхов.
      Шапсуги - часть адыгского (черкесского) народа, сформировавшегося на Западном Кавказе, с богатой и древней историей. Причерноморские шапсуги в первой половине XIX века занимали территорию от нынешней Джубги (или Пшады) до реки Шахе. Народные верования у них представляли сплетение элементов христианства и ислама, при этом центральное место занимало язычество. Всеобщим объектом почитания являлся Тхашхо - верховный Бог. Общественное управление у шапсугов было "демократическим". Все важнейшие вопросы обсуждались на народном собрании - хасэ. В быту руководствовались адатами (обычиями) и шариатом (нормы ислама). Ислам проник в эти места вместе с Турцией после владычества орды.
      В начале XIX века шапсуги были наиболее многочисленной группой адыгов (по приблизительным оценкам от 80000 до 370000 человек). После Кавказской войны и переселения большей части в Турцию, сейчас численность причерноморских шапсугов составляет около 10000 человек, которые проживают в тринадцати аулах Лазаревского района Сочи и Туапсинского района Краснодарского края.
      Убыхи - коренное население Северо-Западного Кавказа. В начале XIX века они проживали между реками Шахе и Хоста (т.е., центральная часть современного города Сочи). На северо-западе с убыхами граничили шапсуги. В то время убыхи насчитывали по различным источникам около от 10000 до 11500 человек. После Кавказской войны убыхи практически полностью переселились в Турцию, где растворились среди местного населения.
      Посетивший эти места англичанин Э.Спенсер в 1837 году писал: "С первого же момента, когда передо мной открылись черкесские сады, вид страны и населения превзошёл мои самые пылкие представления. Вместо пустыни, населённой дикарями, я нашёл ряд обработанных долин и холмов, почти ни одного клочка земли не было не культивировано. Огромные стада коз, овец, лошадей, быков бродили в разных направлениях по роскошной траве". А земледелие в горах - занятие не из лёгких. Сеяли просо, кукурузу, пшеницу. Подсобным занятим было пчеловодство и охота.
      Кавказское гостеприимство имеет глубокие корни. "Гость - посланник бога" - говорят адыги. В гостевом доме (кунацкой) держали постоянно накрытый стол, а угощение на нём называли:"пища того, кто придёт". У горцев не принято было спрашивать гостя, откуда он прибыл и когда покинет дом. К числу обычаев относились также куначество, кровная месть, аталычество (воспитание наследника в чужой семье), уважение к старикам и женщинам. Из-за постоянных войн складывался культ воина, коня, оружия. А, воевать горцем приходилось часто. Даже, не столь воевать, как совершать набеги. Сложилось так, что основой экономики горцев стала работорговля, а рабов надо было постоянно захватывать. Османской империи требовался лишь один товар - живой товар и Турция способствовала этому процессу. В результате экономика горских народов целиком и полностью зависела от продажи рабов. Получить промышленные товары из Турции (лишь со своими патронами имели отношения горцы Кавказа) возможно было лишь в обмен на живой товар. В конечном итоге эта своеобразная моноэкономика, в купе с другими факторами, способствовала закату развития и исходу большинства адыгского населения с Западного Кавказа.




Обсудить на форуме

Главная

На реке Шахе

Музей в ауле Большой Кичмай








Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг - Черное море