Поездка из Адлера в Геленджик.
Адлер - Сочи - Туапсе - Геленджик. Июнь 2009 г.
     
Часто возникают вопросы о передвижении по черноморскому побережью Кавказа. Морского сообщения по черноморскому побережью практически нет. Летом 2008 года ходили теплоходы на подводных крыльях, так называемые "Кометы". Совершали по одному рейсу в день от Новороссийска в Сочи и из Сочи в Новороссийск. Билет стоил около полутора тысяч рублей. Летом 2009 года рейсы этих кораблей планировались, но по отсутствию информации, можно сказать, что так и не начались. Есть рейс "Кометы" из Сочи в Батуми, но совершаются они не каждый день. Довелось видеть расписание в сочинском порту. Морской пассажирский транспорт вдоль побережья чёрного моря совершает лишь прогулочные рейсы. Особенно большой флот прогулочных кораблей находится в Геленджикской бухте. Остальные курортные города и посёлки, в основном, катают отдыхающих на маломерных судах. Транспортные, грузопассажирские теплоходы и паромы занимаются пассажирскими перевозками в последнию очередь и основное направление у них - Турция.
     
Для туристов и отдыхающих бывает, что встаёт вопрос о проезде из одного черноморского центра в другой, т.е. из Сочи в Новороссийск и наоборот. Связано это, бывает, с наличием билетов на самолёт или нужного авиарейса. Не всегда можно улететь в нужное место из аэропорта Анапы и нужно добраться до аэропорта Адлера и т.д. Расстояние по берегу Чёрного моря кажется не большим. Морской транспорт уже пришлось отмести (на 2009 г.). Остаётся железнодорожный и автотранспорт. Тут надо отметить, что вдоль берега Чёрного моря железная дорога проходит только от Туапсе и далее в Абхазию. Отдельная ветка идёт до Новороссийска и Анапы. Между Новороссийском и Туапсе железной дороги нет. Так получается, что для преодоления достаточно небольшого расстояния от Новороссийска до Туапсе, по железной дороге надо проехать раз в пять большее расстояние. Плюс к этому надо делать пересадку, например, в Краснодаре, где стыкуются железнодорожные ветки на Туапсе и Новороссийск. Занять такая поездка может очень много времени. Поэтому остаётся самый приемлимый транспорт для перемещения по побережью - автобус. Автомобиль удобен для перемещения, но это отдельная тема. При желании можно нанять такси. Таксомоторные предприятия занимаются междугородними перевозками и за деньги легко отвезут из Новороссийска в Сочи или ещё в какой город. Цена соответствует удобству перемещения. Так на 2007 год поездка на такси из Новороссийска в Сочи стоила около 6000 р.
     
Центром по отправке междугородних рейсов в Сочи является автовокзал, который находится непосредственно рядом с железнодорожным вокзалом. К вокзалам ходят множество маршруток и городских автобусов. Маршрутки ходят с аэропорта Адлера, реки Псоу, Хосты, Кудепсты и др. мест. С автовокзала Сочи отправляются рейсы на конечные пункты: Краснодар, Астрахань, Приморско-Ахтарск, Тихорецк, Темрюк, Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск, Порт-Кавказ, Крымск, Сухум, Ростов, Анапа и Новороссийск.
Дорога до Туапсе достаточно замысловата и изобилует крутыми поворотами. Не для всех приятно такое путешествие. Если ехать до Туапсе, то бывает удобнее воспользоваться железной дорогой. Но это уже личные предпочтения.
До Геленджика, Новороссийска можно доехать не только новороссийским рейсом, но и рейсом на Анапу и Порт-Кавказ.
С автовокзала Геленджика отправляются автобусы до конечных станций: Армавир, Белая Глина, Таганрог, Выселки, Гулькевичи, Ейск, Краснодар, Кореновск, Курганинск, Москва, Лабинск, Ленинградская, Майкоп, Невинномысск, Приморско-Ахтарск, Пятигорск, Ростов, Северская, Симферополь, Славянск, Ставрополь, Темрюк, Тихорецк, Туапсе, Астрахань, Шахты, Полтавская, Варениковская, Кишинёв. Транзитные рейсы идут через Геленджик до конечных станций Апшеронск, Анапа, Сочи, Туапсе, Архипо-Осиповка, Порт-Кавказ, Темрюк, Усть-Лабинск, Черкесск, Новороссийск.
В интернете достаточно ресурсов, где можно посмотреть расписание автобусов. Можно спросить в справочном автовокзалов. (Автостанция Лазаревское - т.8 8622 72-20-44, автовокзал Сочи - т.8 8622 62-03-30, автостанция Адлера - т.8 8622 44-02-73,
автовокзал Туапсе - т. 8 86167 2-28-46, автовокзал Геленджика(новый) - т.8 86141 2-11-40, автовокзал Геленджика пригородный (старый) - т.8 86141 2-35-35,
автовокзал Новороссийска - т. 8 8617 25-22-45, автовокзал Анапы - т.8 86133 5-68-97, автовокзал Темрюка - т. 8 86148 5-28-22)
     
Билеты на автобус до Геленджика мы купили дней за пять до отъезда на автовокзале в Сочи. Стоит билет от Сочи до Геленджика около 300 рублей. Для багажа надо брать отдельные билеты на каждое место, но можно и рассчитаться с водителем (водителям лишний приработок, от которого они почти не отказываются ). Из Адлера в Сочи ходит множество маршруток. Есть небольшая тонкость с маршрутками. Некоторые из них следуют в Сочи с заездом в Кудепсту и Хосту. В своё время была построена дорога из аэропорта в Сочи. По этой дороге достаточно быстро можно доехать в Сочи. А дорога через Кудепсту и Хосту старая и петляет по горам, что серьёзно увеличивает время поездки в Сочи. Кроме маршруток есть и городские автобусы. Например до вокзалов Сочи идёт 125 маршрут. Вдоль улицы Ленина в Адлере остановки, на которых можно сесть на автобусы. Улица Ленина в Адлере - это часть старинного Сухумского шоссе, которое было построено в конце 19 века. Называют это шоссе и Новороссийским или Черноморской дорогой. На 19 век шоссе было довольно узким и извилистым. Со временем некоторые участки модернизировались. Так из азропрта Адлера дорога довольно современная с туннелями и множеством эстакад через ущелья. Однако, плохо то, что дорога эта является единственной артерией побережья. С ростом автотранспорта пробки стали обычным явлением. Сейчас строятся новые, дублирующие дороги, но вопрос строительства в горах достаточно дорогостоящий и не быстрый. Поэтому поездку в Сочи из Адлера желательно планировать на выходные. Иначе можно долго стоять в пробках. Адлерская улица Ленина переходит в Сочи в Курортный проспект. Курортный проспект претерпел модернизацию в 1936 году. Извилистая дорога стала более прямой.
     
Наш автобус отправлялся из Сочи в 8-30 утра. Рано утром сели на маршрутку и через полчасика были на автовокзале. Пробок в этот день не было. Подали наш автобус. Наш автобус оказался какой-то старенькой иномаркой. Доводилось годом раньше ехать по этому маршруту на современном автобусе львовского производства и на старом венгерском Икарусе ранее. С современным автобусным парком в этих местах не густо. Но, надо отметить, что автотранспорт в этих местах очень хорошо сохраняется. Из-за отсутствия снега кузова практически не ржавеют. Но, всё-же есть надежда на обновление автобусного парка к олимпиаде. Но на сей раз старенький импортный автобус стал продираться через заполненный машинами Сочи в сторону Геленджика. Дорога представляет из себя петляющее, узкое шоссе. Большой модернизации на этом участке не проводилось. Дорога живописна. Реликтовые растения затеняют своими кронами проезжую часть. С одной стороны склоны гор, а с другой стороны часто появляется море. В этот раз не встретелись на дороге местные коровы, которые любят бродить и лежать на асфальте. Часто не просто их прогнать с лёжек. Руководство Сочи пытается бороться с самовольно гуляющими животными, но пока законных способов наказывать владельцев не нашли. Газеты только выносили на полосы заголовки про отправку таких животных на мясокомбинат. Дальше этого не пошло. В районе Дагомыса, с высоты открывается вид на Дагомысский курортный комплекс. Строился комплекс во времена СССР югославами. На то время это была современная, мирового уровня гостиница. И сейчас комплекс выглядит монументально. По склонам гор тут видны чайные плантации. Тут выращивают самый северный чай. Но не все могут любоваться красотами. Подъёмы и спуски, крутые повороты под 360 градусов. Хотя большой скорости на такой дороге не развивают, но некоторым голову кружит. Нечастые остановки дают время немного проветрится. Тем более, что в старом автобусе кондиционер не работал. Иногда водитель подбирал голосующих, а на остановках сажал левых пассажиров. Пассажиров лениво контролировали на автобусных станциях. В этот раз хорошо, что не все места были заняты и не возникало недорозумений с местами.
      Чем дальше ехали, тем сильнее менялась природа.
Меньше становилось экзотики и падала высота деревьев. Влажные субтропики уступали место сухим. А более низкие горы зимой пропускают больше холода с севера. Остановились на станции Лазаревская. Недолгая стоянка и дальше. Долгая стоянка в Туапсе. По расписанию стоянка в Туапсе около часа, но из-за отставания стоянку сократили до получаса. Около автовокзала в Туапсе удалось найти небольшое, простенькое кафе, а через дорогу хорошую аптеку. Ничего, более запоминающегося за пол часа стоянки не обнаружили. Про отхожее место говорить не буду - главное, что оно есть.