СИПЯГИН НИК0ЛАЙ ИВАНОВИЧ .

Герой Советского Союза, Капитан-лейтенант, командир дивизиона сторожевых катеров(СКА).

        Герой Советского Союза Сипягин Н.И. В ночь с 3 на 4 Февраля 1943 г. дивизион сторожевых катеров под командованием Сипягина высадил десант майора Цезаря Львовича Куникова на небольшой участок земли, что юго-западнее занятого фашистами Новороссийска.

        Герой Советского Союза Николай Иванович Сипягин родился в 1911 году в Ставрополе. В шесть лет лишился отца. Без кормильца осталась большая семья: кроме Коли, еще два брата и сестренка. Мать работала учительницей начальных классов. Учился будущий герой в школе при Ставропольском педтехникуме и всегда был первым. С детства мечтая о море, Николай поступает во Владивостокское мореходное училище, которое оканчивает на год раньше положенного срока. Наконец, сбылась его мечта: он отправляется помощником капитана на одном из судов в дальнее плавание. В его мореходной книжке были перечислены гавани почти всех материков. Довелось побывать и в тропиках, и в заполярных походах. Всей душой полюбил Н. Сипягин Чёрное море, которое избороздил на судах вдоль и поперек.
        На Черноморском побережье, в красавице Одессе, поселилась его семья. Незадолго до войны жена с двумя детьми переехала в Ставрополь.
        Война уже бушевала в мире. Чувствовалось, что ее не избежать и нашей стране. Н. Сипягин сменил мостик торгового парохода на боевую рубку военного корабля. В первые месяцы войны во время обороны Одессы он командовал тральщиком. Затем грамотному, авторитетному в морской среде капитану 3-го ранга предложили возглавить дивизион сторожевых кораблей. Дивизион относился к пограничным морским силам, но во время войны это уже были условности.
        Дивизион сторожевых катеров капитана 3-го ранга Сипягина отконвоировал не одну сотню судов с войсками и военными грузами, высадил в тыл противника тысячи десантников, разведывательных и партизанских групп. А сколько проведено операций по уничтожению мин противника, по несению дозорной службы! Были и опасные столкновения с вражескими самолетами и торпедными катерами. Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь - неполный список боевых походов дивизиона Сипягина.
        Примечательный факт: в боевые походы капитан ходил на разных катерах. Присутствие командира на борту вдохновляло команду, было для нее особой боевой школой. На корабле ничто не могло ускользнуть от пытливого взгляда Сипягина. Он осматривал все: машины и кубрики, оружие и койки, интересовался тем, как питаются краснофлотцы, как отдыхают, словом, по-отечески заботился о них.
        В ночь на 4 февраля 1943 г. дивизион катеров капитан-лейтенанта Сипягина высаживал десант на необорудованные берега Цемесской бухты. Как потом выяснилось десантникам очень повезло. В послевоенные годы были найдены документы о суде над артеллерийским немецким офицером, который прозевал рывок советских катеров к берегу Цемесской бухты. При этом дивизион потерял один катер, а его экипаж присоединился к десанту. Но это был только первый десант, а потом советские катера под огнём ходили на плацдарм бесчисленное количество раз. Снабжению десанта пытались помешать торпедные катера противника из Анапы, авиация и артиллерия. В этом страшном огненном аду катерники Сипягина несколько раз высаживали морских пехотинцев в нужном месте.
        225 дней держался плацдарм на Малой земле и всё это время моряки бесперебойно снабжали его под огнём противника.
        Осенью 1943 года командование решило отбить у врага Новороссийск. Новороссийск решили штурмовать с трёх направлений. Одно направление от линии фронта у цементного завода, вдоль восточного берега Цемесской бухты. Второе направление с плацдарма на Малой земле. Третье направление - молниеносный десант с моря в порт Новороссийска. Доставить этот десант должны были катерники.
        В ночь на 10 сентября корабли десанта вышли из Геленджика. Враг, чтобы не пропустить десант в Новороссийск, построил на западном и восточном молах Новороссийского порта сильные огневые точки из минометов, пулеметов, перекрывающие огнем подходы с моря, надеясь, что такую оборону прорвать невозможно. И сквозь эти "ворота смерти" катерникам предстояло обеспечить высадку десанта морских пехотинцев. Над бухтой висели осветительные ракеты. Противник яростно сопротивлялся и бои продолжались до 16 сентября. Всё это время катера обеспечивали десант в порту Новороссийска. 16 сентября считается днём освобождения Новороссийска.
        В Приказе Верховного Главнокомандующего, посвященного овладению Новороссийском, среди особо отличившихся, отмечены моряки Сипягина. 18 сентября 1943 г. Н.И. Сипягин удостоен звания Герой Советского Союза, а дивизион получил орден Красного Знамени и почетное наименование Новороссийский.
        Война продолжалась. Следующая важная операция с участием дивизиона катеров Сипягина - высадка десанта в Крыму. Уже капитан III ранга Сипягин на самом опасном участке - высадке десанта. При взятии Керчи 1-го ноября 1943 г. Николай Иванович погиб от осколка, разорвавшегося снаряда. Похоронен Сипягин Николай Иванович на площади Героев в городе-герое Новороссийске.
        Капитан 3-го ранга (1943). Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени.

СКА-062. На похожих кораблях сражался Н.И.Сипягин.


        26 марта 1944 года газета "На страже" опубликовала слова песни моряков 4-го дивизиона сторожевых катеров. (Слова про катера-охотники связаны с первоначальным наименованием кораблей этого проекта МО - морские охотники)

В голубом сверкающем просторе
Моряки отважные живут,
День и ночь в широком синем море
Катера-охотники идут.
Не забыть красавицу Одессу,
Обошли с боями весь Кавказ,
Сквозь огня смертельную завесу
В Севастополь мчались мы не раз.
Не нарушим флотского закона,
Носим с честью синий свой мундир,
Не умрет в делах дивизиона
Наш герой Сипягин, командир.

        23 февраля 1979 года состоялся торжественный подъем Военно-морского флага пограничных войск на пограничном корабле снабжения 2 ранга «Николай Сипягин», который был заложен в 1977 году на судостроительном заводе в Николаевске-на-Амуре.
        В составе 10-й отдельной бригады сторожевых кораблей Краснознаменного Тихоокеанского округа с апреля 1979 года по май 1989 года корабль выполнял задачи по охране Государственной границы СССР и перевозке грузов. После чего корабль был передан в 1-ю Краснознаменную дивизию пограничных сторожевых кораблей СВПУ БО ФСБ РФ, где стал выполнять задачи по охране Государственной границы и перевозке грузов в интересах Северо-Восточного пограничного округа.
Обсудить на форуме
Главная

Малая земля

Малая земля 2010

Витя Чаленко

Ц.Л.Куников

Батарея Зубкова

На черноморских береговых батареях

История одного фото. А.Л.Голимбиевский


Крейсер Михаил Кутузов

Яндекс.Погода

























































































Рейтинг - Черное море


Рейтинг@Mail.ru